"Самые искренние люди бывают часто самыми сдержанными людьми, и самые сильные чувства этих людей никогда не выражаются ими, а вырываются из них только тогда, когда уже не хватает сил их задерживать. В строгом смысле, только такие вырвавшиеся чувства и могут быть названы совершенно неподкрашенными. Когда же человек сознательно выпускает из себя чувство, то есть говорит о нем и описывает его, то мы уже тут имеем дело не с сырым материалом, а с умственным трудом, построенным на основании этого материала. Чем изящнее и грациознее эта постройка, тем больше на нее положено искусства, то есть, другими словами, тем спокойнее и сознательнее произведена обработка первобытного материала. Чем красивее выражение, тем слабее чувство, а так как женщины дорожат преимущественно красотою, в чем бы она ни проявлялась, то и оказывается в результате, что они обыкновенно отвертываются от искренних людей и бросаются на шею фразерам или красивым куклам. Чем сильнее человек любит, тем невыгоднее его положение и тем вернее он может рассчитывать на полную неудачу".

"И кровь волнуется, и мозг раздражается, и все это так обаятельно - ну вот, и любовь готова".

"Чтение наших соотечественников не имеет цели; русский человек ничего не ищет в книге, ни о чем не спрашивает, ни к чему не желает прийти. Он просто хочет, чтобы писатель повеселил его душу. Если писатель веселит его утонченными ощущениями и если увеселяемый читатель понимает все утонченности, то он считает себя развитым человеком и, любуясь на свою развитость, называет тонкого увеселителя великим гением, и, вменяя себе в заслугу то, что он их понимает, русский читатель вносит и во всякое дельное чтение те приемы мышления, которые он приобрел в обществе тонких увеселителей. Хоть русский читатель и уверяет себя, что он читает серьезную книгу для пользы, но ведь это только так говорится. О настоящей пользе он и понятия не имеет. Слово польза не вызывает в его уме никакого определенного представления, и в общем результате всякое чтение все-таки приводит за собою только истребление времени; а запоминается из прочитанной книги и нравится в ней исключительно то, что повеселило душу".

Д.И. Писарев, "Реалисты"


"Вчера я взглянул в открытые, благородные, красивые, сердца людей на "Духовных беседах" в Беларуси и понял, что славяне ангелы. И мы русские - ангелы. И родные украинцы, тоже ангелы. В сути. По Дару Божьему. Мы славяне не лучше других, мы просто другие. Нас Господь сковал для особой цели - хранить мир, людям не давать превращаться в машины, не ставить личное выше лучшего. А мы, осколками древнего меча, разбросаны в разные стороны и не пригодны для битвы за душу, (что себя обманывать?) конвульсирующего в адской ломке, мира. И оттого гибнем по одиночке от своего же дара. Свет Божий выжигает нас изнутри. Мы спиваемся, рушим семьи, продаем себя в рабство европейским мытарям от дьявола. Нас путают, спекулируют нашим доверием, развращают наших детей. Нужно отдать всё, чтобы древний меч был скован снова, иначе просто некому будет отдавать. И Господь не пощадит ангелов, предавших Его".

И.И. Охлобыстин